Новости строительства и ЖКХ
Вторник, 03 ноября 2009 09:41

Открыта "горячая линия РСС" по вопросам саморегулирования в строительной отрасли

Оцените материал
(0 голосов)

С 1 января 2009 года прекратилось предоставление лицензий на инженерные изыскания, проектирование и строительство объектов капитального строительства.
С 1 января 2010 года все ранее выданные лицензии утрачивают свою силу, а им на замену приходят свидетельства о допуске, выдаваемые саморегулируемыми организациями.
В связи с недостатками правового регулирования, а также организационными трудностями в создании и деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере ОМОР «Российский Союз строителей»
открывает «горячую линию».
По адресу
info@omorrss.ru, pravo@omorrss.ru вы можете направлять свои вопросы и предложения по обозначенной тематике и в кратчайший срок получите квалифицированный ответ.

ВОПРОС: Если подрядчик допустил ошибку, а здание стоимостью несколько миллионов долларов рухнуло, сначала нужно доказать его вину в суде. За это время он может зарегистрировать новую компанию и войти в другую СРО. Если есть претензии к качеству, а компания перешла из одной СРО в другую, непонятно, какая СРО будет платить? И кто будет компенсировать ущерб?

ОТВЕТ: Здесь не совсем корректно поставлен вопрос: нельзя говорить о том, что выплаты из компенсационного фонда будут осуществляться при наличии претензий к качеству построенного объекта.
Использование средств компенсационного фонда  происходит в рамках внедоговорной ответственности – ответственности из причинения вреда, следовательно, в суд будет доказываться не наличие недостатков в объекте, а наличие вины причинителя вреда, за исключением случаев, когда вред причинен источником повышенной опасности.

Обязанность лица возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки возникает у лица в момент причинения вреда. Соответственно, лицо, которое должно стать субсидиарным должником, становится таковым также в момент причинения вреда, независимо от того, когда было вынесено решение суда. Следовательно, к возмещению вреда будет субсидиарно привлекаться та  саморегулируемая организация, член которой состоял в ней на момент причинения вреда.

ВОПРОС: На сегодняшний день деятельность по технадзору и функции заказчика-застройщика не попадают под действие СРО. Поднимался ли вопрос о том что эти функции очень важны в строительстве и будут внесены изменения в закон и подобным организациям придётся вступать в СРО и получать допуски?
ОТВЕТ: Вопрос о включении таких видов деятельности, действительно, поднимался. Однако, как отмечали Министерства регионального развития РФ, в Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, должны войти именно работы, а технадзор и выполнение функций заказчика-застройщика относятся к услугам. Вместе с тем, не исключено, что при доработке перечня пожелания строительного сообщества будут учтены.

ВОПРОС: Чем гарантирует СРО отсутствие в своих рядах фирм-однодневок?
ОТВЕТ: Гарантий отсутствия в своих рядах фирм-однодневок саморегулируемые организации дать не могут. Перечень документов, которые саморегулируемая организация может потребовать от  юридического лица или индивидуального предпринимателя, определен в ст.55.6 Градостроительного кодекса РФ и является исчерпывающим. Истребование иных документов, в т.ч. таких, которые могли бы подтвердить надежность организации, не допускается.

ВОПРОС: Разработан ли механизм, как СРО будут наказывать нерадивого строителя, у которого брак?
ОТВЕТ: Перечень мер дисциплинарного воздействия на члена СРО определен ст.55.15 Градостроительного кодекса РФ. Механизм применения мер следующий: 1) выявление нарушения требований технических регламентов и стандартов саморегулируемых организаций; 2) рассмотрение материалов органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, выдача соответствующего заключения (рекомендации); 3) принятие решения о применении мер дисциплинарного воздействия постоянно действующим коллегиальным органом СРО (кроме исключения из СРО, при котором решение принимается общим собранием членов).

1. Наша организация для производства работ привлекает субподрядчиков. Все услуги (работы) мы перевыставляем Заказчику (действуем как посредник).Необходимо ли нам вступать в СРОС или для закрытия объемов будет достаточно предоставить разрешения(допуски) субподрядных организаций. Голубев Алексей

В соответствии со ст.ст.702, 706 Гражданского кодекса РФ договор подряда заключается между заказчиком и подрядчиком (генеральным подрядчиком). Таким образом при заключении договора права и обязанности по нему возникают именно у стороны договора – у генерального подрядчика, при этом при привлечении субподрядчика генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за убытки, причиненные участием третьего лица в исполнении договора.
Лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Следовательно, генеральному подрядчику – стороне договора – необходимо получение свидетельства о допуске и вступление в соответствующую саморегулируемую организацию.

2. Мы заключили договор в октябре 2009 года, а закрытие объемов будем производить в 2010 году. Сможем ли мы воспользоваться лицензией для закрытия по договорам заключенным до 01 января 2010 года?

В соответствии со ст.3.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании:
1) лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
2) выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
После 1 января 2010 года индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

3. Если нас как члена СРОС не устраивает эта организация и мы хотим перейти в другой СРОС как быть с компенсационным взносом? И вообще кому мы его платим? Если в СРОС, куда вступаем, то есть ли какие-нибудь гарантии государства, что данное СРОС не рассыплется и деньги не пропадут (как это часто бывает)?

1. В соответствии с п.4 ст.55.7 Градостроительного кодекса РФ лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
2. Взнос в компенсационный фонд является одним из источников формирования имущества саморегулируемых организаций: при внесении взноса происходит переход права собственности на денежные средства от юридического лица или индивидуального предпринимателя к некоммерческому партнерству.
3. Гарантий надлежащей работы саморегулируемых организаций государство не предоставляет, поскольку любое юридическое лицо (в т.ч. СРОС) является самостоятельным субъектом гражданского права, который своей волей и в своем интересе приобретает гражданские права, несет обязанности и отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. В случаях, установленных  Федеральным законом от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) саморегулируемая организация может быть признана банкротом и ликвидирована на основании решения суда.
В то же время, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками) юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (например, лицами, входящими в состав органов управления СРОС), на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Что же касается случаев хищения денежных средств, внесенных членами саморегулируемой организации, то от этого никто не застрахован. Именно поэтому при выборе СРОС необходимо внимательно читать ее учредительные и иные документы (в том числе, определяющие компетенцию исполнительного органа СРОС), в которых разрешается вопрос о распоряжении имуществом СРОС и передаче денежных средств управляющим компаниям для их возможного прироста.


4. Если наша организация вступила в СРОС имеем ли мы право привлекать для субподрядных работ организации или частные лица (мы часть пользуемся услугами физ.лиц), не имеющих допусков, или можно работать только со СРОСниками?

В соответствии со ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. В Приказе Министра регионального развития РФ №274 от 09.12.2008г.  указано, какие работы (в т.ч. на субподряде) могут выполняться только юридическими лицами, а какие индивидуальными предпринимателями; в частности, все виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться только организациями, а привлечение физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, к таким работам вообще не предусмотрено.
В случае если между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, не имеющим необходимого свидетельства о допуске, будет заключен договор, он может быть признан недействительным. В соответствии со ст.173 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке (генеральный подрядчик) знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Несмотря на то, что в ст.173 Гражданского кодекса РФ говорится лишь об отсутствии лицензии, ее нормы могут быть распространены и на лиц, не имеющих свидетельства о допуске, - применить аналогию закона к сходным правоотношениям позволяет ст.6 Гражданского кодекса РФ.
Однако даже если договор субподряда не был оспорен, и независимо от того, был ли субподрядчик привлечен к административной ответственности,  ответственность за надлежащее выполнение первоначально заключенного договора подряда несет именно генеральный подрядчик.

Добрый день. Помогите разобраться В большинстве случаев Государственный заказчик , в аукционной документации указывает следующее :Подрядчик обязан иметь действующую лицензию со всеми приложениями на виды работ по предмету аукциона, подлежащие лицензированию, в соответствии с действующим законодательством РФ, либо выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к соответствующим видам работ. Но предметом торгов является: выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования .в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2008г. 274 работы по тех.обслуживанию и текущему ремонту не оказывают влияние на безопасность. Получается что для допуска к торгам с таким наименованием не требуется вступление в СРО и получение допусков? И недопуск является грубым нарушением со стороны заказчика? Или надо детально рассматривать каждый вид работ? Заранее благодарю за ответ. Олег Некрасов

Требования к участникам размещения заказа напрямую связаны с предметом торгов. В качестве предмета торгов заказчиком должны быть указаны конкретные виды работ и услуг, по которым проводятся торги (см., например, Методические рекомендации Госстроя по разработке условий инвестора (заказника) при подготовке подрядных торгов МДС 80-12.2000). В данном случае несмотря на то, что предмет торгов определен неконкретно, требования к участнику торгов должны определяться только исходя из того, что было указано заказчиком. Поскольку такого вида работ, как «осуществление текущего ремонта» в Приказе Министра регионального развития №274 от 09.12.2008г., нет, свидетельство о допуске участник размещения заказа предоставлять не обязан.
Вместе с тем, в дальнейшем при заключении договора по результатам торгов у заказчика и лица, выигравшего торги, могут возникнуть некоторые проблемы. Если в качестве предмета договора будет указано только «осуществление текущего ремонта», можно ставить вопрос о незаключенности такого договора, поскольку относительно его предмета (конкретных прав и обязанностей) стороны соглашения не достигли.

Вопросы: Антон Белых, "Бизнес-журнал",редактор
С января 2010 года строительная отрасль переходит на саморегулирование. Окончательно ли принято это решение? Не ожидаете ли вы, что оно может быть в очередной раз перенесено?

Вопрос о продлении лицензирования в строительстве обсуждался строительным  сообществом многократно, и несмотря на то, что объективных предпосылок для отмены саморегулирования нет, в настоящее время  на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект, внесенный Законодательным собранием Вологодской области, о продлении лицензирования до 2012 года. Шансы на прохождение этого законопроекта очень малы.
На совещании у Д.Н.Козака, прошедшем 7 сентября 2009 года, вопрос об окончательном переходе строительной отрасли на саморегулирование также поднимался, при этом представители строительного сообщества (в том числе и Российского Союза строителей) выразили уверенность в том, что становление саморегулирования происходит в нормальном режиме, и несмотря на некоторые организационные трудности, опасений, что реформа управления строительной отраслью будет сорвана, нет.


Как вы считаете, это шаг вперед в развитии строительного бизнеса? Какие преимущества саморегулирования в строительной отрасли вы видите по сравнению с лицензированием? В чем были самые заметные недостатки и пороки системы лицензирования?

Саморегулирование как явление, конечно, является показателем прогресса российской экономической системы. Однако сейчас все усилия строительного сообщества и органов государственной власти должны быть сосредоточены на том, чтобы добиться четкой и слаженной работы всех элементов новой системы: обеспечения надлежащей проверки потенциальных членов СРО, правильного использования средств компенсационного фонда, установления единых стандартов предпринимательской деятельности и т.д.
К плюсам отмены лицензирования можно отнести, как минимум, два момента: 1) вопрос входа на рынок выведен из зоны влияния бюрократической машины, 2) созданы организационные механизмы для осуществления контроля за соответствием строительной деятельности нормативным актам и документам саморегулируемых организаций (и в том числе, что особенно важно, стандартам таких организаций).


Зачем вообще понадобился переход на саморегулирование строительной отрасли? Что он ей может дать? Как построен этот процесс в развитых странах Европы, Америки, Азии?

За границей регулирование строительной деятельности происходит несколько по-иному, нежели в России. В зарубежных странах организации, выполняющие функции, аналогичные саморегулированию, как правило, профессионально работают в рамках какого-либо конкретного направления. Например, в США стандарты разрабатывают Американский институт стальных конструкций (AISC), Американский институт бетона (ACI), Американский институт архитекторов (AIA), Американское общество инженеров водопроводов и канализации (ASPE) и т.д.
В России саморегулируемые организации в строительной отрасли вправе разрабатывать стандарты по выполнению любого вида работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства и отнесенных к сфере регулирования этой организации. Учитывая то, что никаких квалификационных требований к разработчикам не предъявляется, а ориентиры стандартов – технические регламенты – отсутствуют, пока можно только надеяться на добросовестность авторов и традиции строительных организаций.
За границей количество некоммерческих организаций, выполняющих публичные функции, минимально (в строительной сфере примерно по 3-4 организации на каждое направление), в России же их будет множество и выполнять они будут по сути одинаковую работу, но по разным правилам. Хотелось бы, чтобы с созданием Национальных объединений деятельность саморегулируемых организацию стала бы более упорядоченной.


Переход на саморегулирование пока тоже происходит не так уж гладко. Какие нерешенные проблемы сегодня существуют? Как и когда планируется их решать?

Проблемы в создании и деятельности саморегулируемых организаций возникают вследствие нескольких факторов: во-первых, из-за несовершенства нормативно-правовой базы, допускающей неопределенные формулировки и неоднозначные толкования и, во-вторых, из-за неготовности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к самоорганизации. Кроме того, некоторые некоммерческие партнерства также столкнулись с проблемой давления на них со стороны органов государственной власти субъектов России, заинтересованных в создании «карманных» СРО. В совокупности указанные проблемы негативно сказываются как на деятельности самой СРО, так и ее членов.
Первоочередной задачей органов власти, соответственно, должно стать совершенствование законодательства и подзаконных актов, регулирующих правовой статус СРО, а также повышение информированности руководителей строительных организаций о переходе отрасли от лицензирования к саморегулированию.


Охотно ли строительные компании вступают в СРО? Сколько СРО уже существует и какой процент строительных компаний в них уже вступил? Как вы ожидаете, какая часть компаний вступит в СРО к первому января? Что будет с остальными?

В настоящее время зарегистрировано более 40 саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Такие СРО объединяют более 6000 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства. С учетом того, что налоговыми органами ранее было зарегистрировано около 268 тысяч организаций, заявивших строительство, реконструкцию и капитальный ремонт в качестве основных  видов своей деятельности, можно сделать вывод о том, какими темпами в России внедряется саморегулирование.
В случае, если остальные организации, нуждающиеся в выдаче свидетельств о допуске, такого допуска от СРО не получат, с 1 января 2010 года они будут привлекаться к административной ответственности, установленной ст.9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Каким было бы их оптимально количество СРО в России? Есть ли опасность в том, что их будет слишком много? В чем риски? Должны ли какие- из СРО занимать главенствующее положение?

Каким бы ни было количество СРО, по своему положению все они всё равно будут равны. Не стоит забывать, что саморегулируемые организации – это юридические лица, и свои отношения с членами и органами власти они будут строить так же, как иные другие субъекты гражданского права.

ВОПРОС: Здравствуйте, .
К перечню лицензируемой деятельности относилось выполнение функций Заказчика-Застройщика. Даннную лицензию и сейчас требуют при выдаче разрешения на строительство зданий и сооружений.
Прошу Вас разъяснить необходимость вступления в СРО и получение свидетельства о допуске на выполднение функций Заказчика-Застройщика. С уважением, НО "Владимирский городской ипотечный фонд".

ОТВЕТ: Такого вида работ, как выполнение функций заказчика-застройщика, приказом Министра регионального развития РФ №274 от 09.12.2008г., не предусмотрено, следовательно, получения свидетельства о допуске на этот вид работ не требуется. Вместе с тем, после получения разрешения на строительство организация, скорее всего, все равно будет выполнять работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства. При осуществлении строительного надзора Ростехнадзор не будет обращать внимание на то, каким образом в договоре или акте органа власти обозначено положение строительной организации, будь то «заказчик-застройщик», «подрядчик», «генподрядчик» и др. Все будет сосредоточено на том, какой вид работ из утвержденного Приказом Министра регионального развития РФ перечня выполняется организацией. Следовательно, уже на этапе планирования лицо, инициировавшее строительство, должно определиться, кому из участников строительного процесса оно сможет поручить выполнение тех или иных работ.

ВОПРОС: Есть мелкие компании, есть крупные застройщики. Почему все должны платить в компенсационный фонд одинаково? Гость

ОТВЕТ: Среди требований, необходимых для приобретения статуса саморегулируемой организации, ст.55.4 Градостроительного кодекса РФ называет «наличие компенсационного фонда, сформированного в размере… рублей на одного члена организации». Обращаем внимание, что речь здесь идет не о взносах, а только о размере фонда.
В соответствии с п.5 ст.55.10 Градостроительного кодекса РФ установление размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации производится общим собранием членов ее членов. Таким образом, каждая саморегулируемая организация, учитывая объемы выполняемых работ, количество получаемых свидетельств о допуске, имущественное положение своего потенциального члена, может установить такие взносы в фонд, какие посчитает справедливыми. Ведь даже если организация малого бизнеса внесет в фонд 1000 рублей, а крупная 1 999 000 рублей, размер компенсационного фонда составит 1 000 000 рублей на каждого из них, что в общем будет соответствовать закону.
Другое дело, что практика создания саморегулируемых организаций показывает, что большинство из них устанавливают недифференцированные взносы, хотя, как мы видим, законом это не запрещено.
В конечном итоге, такое положение является либо проявлением желания «отсечь» малый бизнес от участия в саморегулируемых организациях, либо свидетельством низкого профессионализма лиц, входящих в состав органов управления таких организаций.

ВОПРОС: Наша компания занимается монтажом изделий из ПВХ профиля и алюминия. Сейчас работаем по лицензии. Согласно перечню, для работ с алюминиевым профилем, отделкой стен панелями «Сэндвич» необходим допуск с 01 января 2010 г. А как быть с монтажом изделий из  ПВХ (окна, двери, перегородки) ? В перечне нет, лицензии с 01 января 2010 г не действуют, какими разрешительными документами нам руководствоваться при данном виде деятельности. Заранее благодарю, Любовь.

ОТВЕТ: В случае если вид деятельности, которым занимается организация, не входит в Перечень  видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капительного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2008г. №274, получения никаких разрешительных документов  организации не требуется.

ВОПРОС: Здравствуйте,
Прошу ответить на следующий вопрос.
Часть 4 ст.55.7 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются вступительные и членские взносы, а также взносы в компенсационный фонд.
Вправе ли лицо, вышедшее из некоммерческого партнерства, еще не получившего статус СРО, претендовать на возврат взноса в компенсационный фонд в соответствии с абзацем 5 пункта 3 ст.8 Федерального закона «О некоммерческих организациях».Второй вариант того же вопроса:
Возможна ли замена одного члена на другого с передачей последнему прав по уплаченному в компенсационный фонд взносу. sopiens@list.ru

ОТВЕТ: Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и Градостроительный кодекс РФ распространяются только на некоммерческие партнерства, приобретшие статус саморегулируемой организации (за исключением процессуальных вопросов приобретения статуса). Следовательно, при решении вопросов о взносах «не обремененных статусом» некоммерческих партнерств следует руководствоваться Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
Рассмотрим абз.5 п.3 ст.8 указанного закона: «Члены некоммерческого партнерства вправе:…. если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;».
Федеральными законами, регулирующими деятельность некоммерческих  партнерств, не установлен запрет на возврат выходящему члену взносов (за исключением членских). Взнос в компенсационный фонд не относится к членским взносам и является целевым,  следовательно, запрет на его возврат следует искать в исключительно учредительных документах некоммерческого партнерства. Если такого запрета там нет, взнос в компенсационный фонд может быть возвращен.
При уплате взносов право собственности на составляющие взнос денежные средства переходит от плательщика некоммерческому партнерству. Соответственно, как только произошла утрата права собственности на денежные средства, более ими плательщик  распорядиться не может, в т.ч. не может и передать третьему лицу.

Здравствуйте,
Мы(несколько десятков фирм) думали сначала создать свое СРО, но потом поняли, что опыта нам скорее всего не хватит, да и не наберется сейчас в нашем городе хотя бы 50 проектировочных фирм, готовых не моргнув глазом выложить такие деньги. Мною лично была предложена идея по созданию представителства какого-либо СРО из другого города. Т.е. мы арендуем офис, сажаем туда своего представителя и нужных работников, организуем исполнения приказов поступающих из главного СРО и все вместе вступаем в это СРО, заодно собирая припозднившихся, которые к новому году обязательно появятся. Возникло несколько вопросов:
1.) Возможно ли такое в принципе?
2.) Если возможно, то где можно посмотреть список СРО. Желательно, чтобы это был дуэт из строительной и проектировочной СРО, чтобы не было путаницы. Кому-то вступать в одно. кому-то в другое.
3.) Какие могут быть подводные камни? Гость.

ОТВЕТ: 1)Представительство саморегулируемой организации может быть создано в порядке, предусмотренном ст.55 Гражданского кодекса РФ. В аналогичном порядке могут быть созданы и филиалы, которые помимо функций представительства могут выполнять и иные функции саморегулируемых организаций.
2) Список саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания, проектирование и строительство объектов капитального строительства, можно посмотреть на сайте Ростехнадзора .
3) «Подводные камни» кроются в самой системе филиалов и представительств. Дело в том, что руководители филиалов и представительств будут назначаться руководителем саморегулируемой организации и действовать на основании выданной им доверенности. Саморегулируемая организация также будет наделять обособленные подразделения имуществом. Вместе с тем, саморегулируемая организация в лице своих органов управления, конечно, сохранит за собой право устанавливать вступительные, членские и целевые взносы, и мнение руководителя обособленного подразделения при решении этих вопросов может и не учитываться.
Таким образом, налицо как организационная, так и имущественная зависимость представительств и филиалов от «головной» организации.

ВОПРОС: есть ли информация о продлении лицензирования? А то пока только одни слухи. Есть ли что-то конкретное? Гость.

ОТВЕТ: В июле 2009 года Законодательным собранием Вологодской области в Государственную Думу РФ был внесен законопроект №233241-5, которым предполагается продлить лицензирование деятельности по инженерным изысканиям, проектированию и строительству объектов капитального строительства до 1 января 2012 года. Вместе с тем, несмотря на большое количество слухов, шансы на прохождение этого законопроекта в осеннюю сессию 2009 года очень невелики. ОМОР «Российский Союз строителей», как один из разработчиков поправок к Градостроительному кодексу РФ наряду с Комитетом  по строительству и земельным отношениям, не поддерживает прохождение законопроекта, тем более что Правительство РФ уже представило на него отрицательный отзыв. Саморегулирование, введенное в 2008 году, набирает обороты, и несмотря на некоторые организационные трудности, саморегулируемые организации будут продолжать создаваться по ранее намеченному плану.

ВОПРОС: После принятия ФЗ № 148 сложилась неясная ситуация с выдачей допусков к работам компаниям занимающимся производством работ по проектированию, монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Ранее для осуществления деятельности, МЧС РФ выдавало лицензии, но на данный момент нет достоверной информации о том, каким образом
будет осуществляться контроль компаний подобным нам. Если следовать ФЗ № 148 с 01.01.2009 функции обеспечения безопасности объектов капитального строительства передаются саморегулируемым организациям.
Просим проинформировать нас о том, продлится ли выдача лицензий МЧС РФ на 2010 год, если нет, то будет ли передана функция контроля деятельности компаний в сфере пожарной безопасности СРО строителей. Евгений Александрович, г.Омск
.

ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (гл.6.1) членство в СРО является обязательным только для организаций, выполняющих работы, указанные в Приказе Министерства регионального развития от 09.12.2008г. №274 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капительного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Виды деятельности, подлежащие лицензированию МЧС, в Приказе №274 прямо не указаны, однако они могут производиться в ходе работ по строительству, на которые требуется свидетельство о допуске, и в таком случае вступление в СРО может стать обязательным.
Выдача лицензий МЧС в 2010 году продолжится, и государственное регулирование в этой сфере сохранится. Вместе с тем, функция контроля деятельности организаций в сфере пожарной безопасности может быть передана «специализированным» саморегулируемым организациям, создаваемым на добровольной основе.

ВОПРОС: Здравствуйте, скажите пожалуйста
Обязаны ли некоммерческие партнерства, которые еще не приобрели статус саморегулируемых организаций сообщать о составе своих членов в налоговые органы?
Если обязаны то в какой срок. Муниципальное автономное учреждение «Отдел капитального строительства»
Г.Лермонтов, Ставропольский край.

ОТВЕТ: Информация о членах некоммерческого партнерства может содержаться в двух реестрах: 1) внутреннем реестре некоммерческого партнерства; 2) в государственном реестре саморегулируемых организаций, который ведет Ростехнадзор (при приобретении статуса саморегулируемой организации). Акты, содержащие нормы гражданского права (в т.ч. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и Градостроительный кодекс РФ), не содержат требования об обязательном уведомлении некоммерческим партнерством налоговых органов о своих членах.

ВОПРОС: Осуществление технического надзора на объекте производится на оновании лицензии, а после того, как будут прекращено лицензирование что будет? Чего нам ждать? К чему готовится ОКСам? arabeskov

ОТВЕТ: После прекращения действия ранее выданных лицензий (с 1 января 2010 года) органы строительного надзора будут проверять 1) наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  свидетельств о  допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, 2) соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при выполнении работ минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При выявлении нарушений Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности:

Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ

1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, -
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
3. Повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, -
влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9.5.1 КоАП РФ, рассматриваются либо Ростехнадзором (ст.23.69 КоАП РФ) либо арбитражными судами,   в случае орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ст.23.1 КоАПРФ).

Прочитано 4782 раз Последнее изменение Суббота, 19 декабря 2009 22:48