Новости Гильдии
Пятница, 13 августа 2010 12:15

О профессиональном образовании и аттестации кадров в условиях саморегулирования строительной отрасли

Оцените материал
(0 голосов)

 

В качестве одного из ключевых требований, предъявляемых в рамках института саморегулирования при допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, определены требования квалификационные. К таковым отнесены требования по профильному образованию, повышению квалификации, стажу работы.

 

В настоящее время в России практически отсутствует полноценная система непрерывного строительного профессионального образования и, как следствие, не все благополучно с инновационностью, производительностью труда отечественной строительной сферы, особенно в сравнении с технологически развитыми странами.

Нисколько не умаляя значимости и необходимости срочного разрешения существующих проблем в области профильного высшего, среднего и начального профессионального образования, практика сегодняшнего дня объективно предопределила в качестве первоочередных решение задач в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) и профессиональной аттестации кадров.

В чем эти задачи заключаются и каковы механизмы их реализации?

 

Во-первых, в разработке единых требований к построению программ повышения квалификации, ориентированных на новую систему допуска к осуществлению работ в сфере строительства. В отношении каждого из опасных видов работ в строительстве должна быть обобщена база технического регулирования, на основе которой сформированы образовательные модули. Для выдачи допуска к виду строительной работы саморегулируемой организацией должны приниматься только документы о повышении квалификации по обучающим модулям в отношении указанного вида работы.

Во-вторых, в разработке для саморегулируемых организаций действенных механизмов воздействия на конечный результат образовательных услуг в сфере ДПО, предоставляемых учебными заведениями.

В-третьих, в создании отсутствующего в настоящее время должного нормативного правового и теоретико-прикладного обеспечения безопасности строительства и объектов капитального строительства, необходимого для ведения и содержательного обеспечения курсов повышения квалификации в новых условиях саморегулирования и технического регулирования в отрасли строительства.

Федеральным законодательством в качестве одной из функций саморегулируемых организаций определена организация профессионального обучения (ст.6 ФЗ № 315 от 01.12.2007 г.). Из требований части 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что работники строительных организаций, ответственные за безопасное выполнение строительных работ, должны иметь не только профильное высшее или среднее техническое образование, но не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

Совершенствование методологии повышения квалификации кадров – одно из приоритетных направлений деятельности НОСТРОЙ. Национальным объединением строителей формируется единый реестр образовательных учреждений, ответственных за реализацию типовых учебных программ по видам работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, а также создание единой системы тестирования по результатам обучения специалистов-членов СРО. Одной из важнейших задач, стоящих перед профессиональным сообществом, является подготовка кадров для строительной отрасли. Желательно разработать общероссийский образовательный минимальный стандарт с тем, чтобы планка уровня знаний выпускников соответствовала уровню квалификации, диктуемому реалиями сегодняшнего дня. Необходимо разработать как методику, так и механизм повышения и регулярного подтверждения работающими специалистами своей квалификации.

В рамках национального объединения НОСТРОЙ разработаны унифицированные «Типовые учебные программы повышения квалификации сопровождения саморегулирования в сфере строительства и допуска к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства».

Программы разработаны по модульному принципу и имеют общие модули, необходимые для изучения всеми специалистами, и специализированные модули по видам строительно-монтажных и специальных работ. Такой подход позволяет объединить систему повышения квалификации (общие модули) и систему «преддопускного обучения» (специализированные модули), а также унифицировать программы обучения по их названию – «Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения СМР (по видам работ) и специальных работ.

Созданная система типовых учебных программ адаптивна к изменениям Перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Предстоящий с 1 июля 2010 года переход от Перечня, определенного приказом Минрегиона № 274, к Перечню, определяемому приказом Минрегиона № 624, потребует такой адаптивности.

Саморегулируемые организации, с одной стороны, и учебные заведения– с другой, по- разному видят свою роль и место в процессе повышения квалификации и проведении профессиональной аттестации специалистов строительной отрасли. Существуют и серьезные вопросы к соотношению количества и качества выпускаемых учебными заведениями специалистов. Положительная динамика развития строительного комплекса России в целом и Республики Дагестан в частности, подтвержденная увеличением за последние годы объемов подрядных работ и вводом жилых площадей, привела к необходимости увеличения количества строительных организаций и привлечения в них недостаточно опытных специалистов за счет выпускников высших и средних учебных заведений и инженеров, не имеющих иногда даже базового строительного образования.

Разработанная система типовых учебных программ ляжет в основу формирования правил взаимоотношений СРО и учебных заведений. Важнейшим принципом, заложенным в разработанный документ, является открытость предлагаемых процедур, универсальность требований, как к процессу обучения, так и к самим образовательным учреждениям, реализующим профессиональное обучение.

Говоря об организации профессионального обучения как о управленческой задаче для СРО, следует отметить, что в основе любого управленческого решения лежит оценка обстановки. Так вот, квалификационная аттестация представляет собой комплекс мер, обеспечивающих определение соответствия уровня компетенции и знаний руководящих работников и специалистов строительных организаций занимаемой ими должности, и включает в себя квалификационный экзамен на соответствие занимаемой должности, проводимый в виде компьютерного тестирования и заседание Аттестационной комиссии по рассмотрению полноты и качества выполнения функциональных обязанностей специалистом. Квалификационная аттестация осуществляется во взаимосвязи с системой непрерывного профессионального образования и проводится не реже одного раза в три года.

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

И в заключении, современное строительство – это динамичный процесс, требующий обновления знаний специалистов каждые три – пять лет, а каждый инженер-строитель должен помнить, что единственная возможность для него быть востребованным в любых социально-экономических условиях – это образование через всю жизнь, поскольку только дополнительное профессиональное образование может стать надежной основой повышения профессиональной мобильности и социальной защищенности специалистов строительного комплекса.

 

Директор УМЦ «Строй-Альянс»

Член Комитета по профессиональному

образованию НОСТРОЙ

З.Х.Акаев

Прочитано 3312 раз Последнее изменение Четверг, 09 сентября 2010 22:12