Новости Гильдии
Среда, 24 декабря 2025 09:44

Вниманию членов СРО! О судебных исках и мерах Гильдии строиетелй СКФО в защиту интересов Ассоциации

Оцените материал
(0 голосов)

В 2017 году в результате масштабной реформы системы саморегулирования в строительстве, законодатель, помимо солидарной ответственности СРО средствами компенсационных фондов возмещения вреда, ввел в статью 55.16 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) ещё один вид ответственности и источник возмещения – субсидиарную ответственность СРО средствами компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств для финансовой защиты государственных и муниципальных заказчиков, фондов капремонта от неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиками условий контрактов.

В последние годы участились случаи взыскания с саморегулируемых организаций сумм неотработанного аванса, то есть денежных средств, которые государственный или муниципальный заказчик, Фонд капремонта оплатил подрядчику перед началом выполнения работ, но из-за нарушения календарного плана производства работ расторг контракт в одностороннем порядке.

Необходимо отметить, что ранее суды исходили из того, что возврат неотработанного аванса не является мерой ответственности, а значит, не подпадает под статью 60.1 ГрК РФ. Всё изменилось с начала 2023-го, когда поменялось судейское усмотрение и средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств повсеместно стали источником взыскания по делам о возврате неотработанного аванса, невозвращенного исполнителем по контракту.

За 2020-2024 годы по всей стране расторгнуто 9310 строительных контрактов, заключённых членами СРО по Федеральному закону № 44-ФЗ, которые предусматривали авансирование на сумму почти 435,5 миллиарда рублей. Даже если предположить, что невозвращённые авансы составляют 1/4 часть этой суммы, она сопоставима с общим размером всех компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств строительных СРО – 97,5 миллиарда рублей.

В настоящее время в адрес Ассоциации СРО «Гильдия строителей СКФО» поступили исковые требования государственных заказчиков по возврату неотработанных авансов подрядными организациями - членами Ассоциации на общую сумму 130 562 459,78 рублей и наложенных штрафов на общую сумму: 3 109 544,71 руб.


ИСТЕЦ - 1: ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ»

Ответчик:
Ассоциация Саморегулируемая организация Межрегиональное отраслевое объединение работодателей «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа»

Третье лицо:
Общество с ограниченной ответственностью «МОНТАЖСПЕЦСТРОЙ»
Юридический адрес: 367010, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Юсупа Акаева, д. 9, оф.10. ИНН 0544006230; ОГРН 1110544000050

Исковое заявление - 1
Цена иска: 1 346 149,48 руб. (штраф)
Государственная пошлина: 65 384 руб.

Основания иска:
Между областным казенным учреждением «Дорожное агентство Липецкой области» (заказчик) и ООО «МОНТАЖСПЕЦСТРОЙ» (подрядчик) заключен государственный контракт № Ф.2024.846011 от 04.06.2024 на реконструкцию мостового перехода через реку Птань на км 0+700 автомобильной дороги Плахово - примыкание к автомобильной дороге Авдулово-Воскресенское в Данковском районе Липецкой области.

Подрядчик допустил нарушения условий контракта, включая:
• Непредоставление проекта производства работ и графика производства работ в установленный срок (нарушение п. 9.6 контракта).
• Непредоставление приказа о назначении ответственных лиц (нарушение п. 9.6.1 контракта).
• Непредоставление предложений по видам и объемам работ (нарушение п. 9.23 контракта).
• Неприступление к работам на объекте в установленные сроки (нарушение п. 9.6 контракта).

Заказчик неоднократно направлял требования об устранении нарушений и уплате штрафов, которые остались без исполнения.
08.10.2024 заказчик принял решение № 3067 об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было отменено 18.10.2024 после начала подготовительных работ подрядчиком. Однако дальнейшие нарушения привели к повторному решению № 3766 от 03.12.2024 об одностороннем отказе от контракта, которое вступило в силу 16.12.2024.

Исковое заявление - 2
Цена иска: 54 355 998,21 руб.
Государственная пошлина: 746 780 руб.

Основания иска:
По результатам закупки путем проведения электронного аукциона (идентификационный код закупки: 242482612972848260100100590014213414) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между областным казенным учреждением «Дорожное агентство Липецкой области» (далее – заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «МОНТАЖСПЕЦСТРОЙ» (далее – подрядчик) заключен государственный контракт № Ф.2024.846012 от 04.06.2024 на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через реку Снова на км 1+640 автомобильной дороги Ксизово-Соловьёвка в Задонском районе Липецкой области.

Основные нарушения со стороны подрядчика:

  • Непредставление проекта производства работ и детализированного календарного графика в установленный срок (нарушение п. 9.6 контракта).
  • Непредставление приказа о назначении лиц, ответственных за строительный контроль (нарушение п. 9.6.1 контракта).
  • Непредставление предложений по видам и объемам работ, выполняемых самостоятельно (нарушение п. 9.23 контракта).
  • Неприступление к выполнению работ на объекте в установленный срок (нарушение п. 9.6 контракта).

Последствия нарушений:
• Заказчик неоднократно направлял требования об устранении нарушений и уплате штрафов, которые остались без исполнения.
• Подрядчик внесен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года.

Исковое заявление -3
Цена иска: 1 463 395,23 руб. (штраф)
Государственная пошлина: 68 902 руб.

Основания иска:
Между истцом и ООО «МОНТАЖСПЕЦСТРОЙ» был заключен государственный контракт № Ф.2024.846013 от 04.06.2024 на реконструкцию мостового перехода через реку Птань.
Подрядчик не выполнил обязательства по контракту, включая:
• Непредоставление проекта производства работ и детализированного графика;
• Неприступление к работам в установленные сроки;
• Невыполнение подготовительных работ в полном объеме.

Истец неоднократно направлял подрядчику требования об устранении нарушений и уплате штрафов, которые остались без исполнения. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта из-за существенных нарушений со стороны подрядчика.

Общая сумма предъявленных Истцом – ОКУ «Дорожное агентство Липецкой области» требований в порядке субсидиарной ответственности из средств компенсационного фонда СРО составляет 58 046 608,92 руб., в том числе расходы по оплате государственной пошлины в размере 881 066 руб.

Принимаемые меры к защите интересов СРО:

Ассоциация СРО «Гильдия строителей СКФО» направила Прокурору Липецкой области заявление о проведении проверки и привлечении к ответственности, в котором просит:

1. Провести проверку законности и обоснованности действий (бездействия) должностных лиц Казначейства Липецкой области и областного казенного учреждения «Дорожное агентство Липецкой области» при сопровождении Контракта № Ф.2024.846012 от 04.06.2024, в том числе истребовать реестр платежей по специальному счету Подрядчика, документы, подтверждающие проверку обоснованности расходов, платежные поручения, акты выполненных работ, сметы, отчеты о расходовании аванса.

2. Дать правовую оценку действиям:
- ООО «МОНТАЖСПЕЦСТРОЙ» на предмет наличия признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 159 и 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
- должностных лиц Казначейства Липецкой области, ответственных за неисполнение должностных обязанностей при сопровождении Контракта, в том числе осуществление перевода аванса без надлежащей проверки обоснованности расходов указывает на ненадлежащее исполнение должностных обязанностей на предмет наличия признака состава преступления, предусмотренной статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации.
- должностных лиц Заказчика за неисполнение должностных обязанностей, выражавшееся в отсутствии должного контроля за исполнением обязательств Подрядчиком и перечисление аванса без проверки выполнения этапов работ на предмет наличия признака состава преступления, предусмотренной статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. В случае выявления нарушений принять меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений закона и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

В настоящее время УЭБ и ПК УМВД России по Липецкой области проводит доследственную проверку, ход которой находится под контролем прокуратуры.

4. К участию в арбитражном судопроизводстве в качестве третьего лица привлечено Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ).

5. На основании решения ДК Ассоциации (протокол от 22.01.2025 г., № 01) ООО «МОНТАЖСПЕЦСТРОЙ» приостановлено право на осуществление деятельности по строительству, реконструкции, кап.ремонту, сносу объектов капитального строительства.


 ИСТЕЦ - 2: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ».

Ответчик:
Ассоциация Саморегулируемая организация Межрегиональное отраслевое объединение работодателей «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа»

Третье лицо:
Общество с ограниченной ответственностью «КОМПОНО» Юридический адрес: 367010, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, д. 15, этаж 4 ИНН 0524006377; ОГРН 1040500908557

Исковое заявление
Цена иска: сумма неотработанного аванса 69 411 147,93 руб., штраф – 300 000,00 руб.
Государственная пошлина: 65 384 руб.

Основания иска:
Между Областное государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Белгородской области» (заказчик) и ООО «КОМПОНО» (подрядчик) заключен государственный контракт № 13/70 от 12.02.2024 на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: «Детский сад на 240 мест микрорайоне №3 жилого района «Улитка» в п. Дубовое Белгородского района.

Цена контракта составляет 434 330 469,00 руб. с учетом НДС. Сумма перечисленного аванса оставила 114 23 164,00 руб. Стоимость фактически выполненных Подрядчиком работ составила 142 458 900,06 руб. Общая сумма перечисленных денежных средств Подрядчику составила 211 870 047,99 руб.

Таким образом, сумма неотработанного Подрядчиком аванса составляет 69 411 147,93 руб. Контракт расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Заказчика от 15.09.2025.

Основные нарушения со стороны подрядчика:
• В соответствии с актами осмотра объекта от 05.08.2025 и 26.08.2025, Подрядчиком дважды допущены нарушения сроков выполнения работ, предусмотренных графиком выполнения СМР.
• Установлено недостаточное количество персонала и техники на объекте.

Последствия нарушений:
• Заказчик неоднократно направлял требования об устранении нарушений и уплате штрафов (3*100 00,00 руб.), которые остались без исполнения;
• Решением УФАС по Белгородской области Подрядчик внесен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года;
• На основании решения Совета Ассоциации (протокол от 03.12.2025 г., № 398) ООО «КОМПОНО» исключено из реестра членов СРО.

Принимаемые меры к защите интересов СРО:

Ассоциация СРО «Гильдия строителей СКФО» направила прокурору Белгородской области заявление о проведении проверки и привлечении к ответственности, в котором просит:

1. Провести проверку законности и обоснованности действий (бездействия) должностных лиц Казначейства Белгородской области и Областного государственного бюджетного учреждения «Управление капитального строительства Белгородской области» при сопровождении государственного контракта № 13/70 от 12.02.2024, в том числе истребовать реестр платежей по специальному счету Подрядчика, документы, подтверждающие проверку обоснованности расходов, платежные поручения, акты выполненных работ, сметы, отчеты о расходовании аванса.

2. Дать правовую оценку действиям:
- ООО «КОМПОНО» на предмет наличия признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 159 и 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
- должностных лиц Казначейства Белгородской области, ответственных за неисполнение должностных обязанностей при сопровождении Контракта, в том числе осуществление перевода аванса без надлежащей проверки обоснованности расходов указывает на ненадлежащее исполнение должностных обязанностей на предмет наличия признака состава преступления, предусмотренной статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации.
- должностных лиц Заказчика за неисполнение должностных обязанностей, выражавшееся в отсутствии должного контроля за исполнением обязательств Подрядчиком и перечисление аванса без проверки выполнения этапов работ на предмет наличия признака состава преступления, предусмотренной статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. В случае выявления нарушений принять меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений закона и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.


ИСТЕЦ - 3: ГАУ РД «ДИРЕКЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОГРАММ»

Ответчик:
Ассоциация Саморегулируемая организация Межрегиональное отраслевое объединение работодателей «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа»
Третье лицо:
Общество с ограниченной ответственностью «ПИК Стройсервис»
Юридический адрес: 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Даниялова, д. 10

Исковое заявление
Цена иска: 10 872 961,41 руб., в том числе сумма неотработанного аванса 6 795 313,64 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 077 647,77 руб.

Основания иска:
Между ГАУ РД «Дирекция инфраструктурных программ» (заказчик) и ООО «ПИК Стройсервис» (подрядчик) заключен государственный контракт № 1К/2022 от 22.04.2022 на выполнение работ по объекту: «Водоснабжение с. Карата Ахвахского района РД»
Цена контракта составляет 194 440 000.00 руб. с учетом НДС. Сумма перечисленного аванса и текущих платежей составили 36 512 307,18 руб. Стоимость фактически выполненных Подрядчиком работ составила 18 969 230,20 руб.
Таким образом, сумма неотработанного Подрядчиком аванса составляет 17 543 076,98 руб. В рамках исполнительного производства с должника в принудительном порядке взыскано 10 980 389,35 руб.

Основные нарушения со стороны подрядчика:
• В заявке на участие в конкурсе ООО «ПИК Стройсервис» представил недостоверные сведения об организации в составе заявки (завышен опыт работ на сумму более 1 млрд. руб.);
• На основании поручения Прокуратуры РД (письмо Прокуратуры РД от 28.06.2023, № 07-45/3342-23-20820001) Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Последствия нарушений:
• Контракт расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Заказчика от 17.07.2023;
• На основании решения Совета Ассоциации (протокол от 03.12.2025 г., № 398) ООО «ПИК Стройсервис» исключено из реестра членов СРО.


Уважаемые коллеги!

Вводя субсидиарную ответственность СРО, которая может наступить в результате нарушения подрядчиком условий государственного или муниципального контракта или договора по 615-му постановлению Правительства РФ, законодатель установил, что в случае нарушения сроков производства работ или если результат работ оказался некачественным и требуется дополнительное финансирование устранения недостатков, заказчик может обратиться за выплатой штрафных санкций и реального ущерба дополнительно (субсидиарно) к СРО, членом которой является исполнитель по контракту.

Согласно статье 60.1 ГрК РФ: в компенсационную выплату включается возмещение реального ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации договорных обязательств, а также неустойка (штраф).

К сожалению, сегодня СРО, зачастую, несут субсидиарную ответственность средствами компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не за ненадлежащее их выполнение и качество работ, а за откровенное воровство бюджетных средств подрядной организацией, а в некоторых случаях, возможно, и в сговоре с заказчиком. Не рассматривается вопрос об их привлечении к уголовной ответственности, а срабатывает лишь один механизм – коллективная ответственность остальных членов СРО, которые в последующем будут вынуждены пополнять её компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на сумму произведенных выплат.

ГрК РФ Статья 55.16. Компенсационные фонды саморегулируемой организации
8. В случае, если снижение размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств возникло в результате осуществления выплат из средств такого компенсационного фонда в соответствии со статьей 60.1 настоящего Кодекса, член саморегулируемой организации, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения которым обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда или договору подряда на осуществление сноса осуществлялись такие выплаты, а также иные члены саморегулируемой организации, внесшие взносы в такой компенсационный фонд, должны внести взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня осуществления указанных выплат.

В целях своевременного и качественного исполнения договорных (контрактных) обязательств, обеспечения взаимодействия заинтересованных сторон (Заказчик – Подрядчик – СРО) просим вас в течение 3-х дней письменно информировать Ассоциацию о выявленных недостатках работ и иных нарушениях, допущенных при выполнении строительно-монтажных работ, а также о намерении Заказчика расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке, не позднее 1 (одного) дня с принятия такого решения.

Налаживание такого взаимодействия в отношениях между Заказчиком, Подрядчиком и Саморегулируемой организацией позволит своевременно реагировать на те или иные нарушения при исполнении контракта, обеспечит качество строительства ОКС и его своевременный ввод в эксплуатацию, а также минимизирует судебные риски и связанные с ними финансовые и репутационные риски.

Прочитано 32 раз Последнее изменение Среда, 24 декабря 2025 10:29

Доска объявлений