Новости строительства и ЖКХ
Вторник, 28 марта 2017 09:01

Госдума на весенней сессии планирует рассмотреть более 10 законов, затрагивающих строительную отрасль

Оцените материал
(0 голосов)

Самым актуальным вопросом всегда был и остается один: какие изменения планируются в законодательстве Российской Федерации? Мы расскажем о значимых для строительной отрасли законопроектах, которые выносятся на  рассмотрение в весенней сессии Государственной Думы седьмого созыва. А примут ли их – покажет время…

Законопроект № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 55-10 и 55-16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части совершенствования порядка размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации)» внесен в Государственную Думу 4 февраля 2015 года. Рассмотреть законопроект планируется в марте текущего года. Профильным комитетом выступает Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.

В настоящее время средства компенсационного фонда СРО размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях, при этом средства могут размещаться без соблюдения принципа разумной доходности (не ниже инфляции) или же в кредитной организации, которая не отвечает признакам надежности сохранения средств. Поэтому предлагается, чтобы такие средства размещались и (или) инвестировались в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ. Средства будут передаваться управляющей компании, имеющей лицензию на управление ценными бумагами или на управление инвестиционными фондами, ПИФами и НПФ.

В качестве основных активов инвестирования средств устанавливаются: государственные ценные бумаги РФ; облигации российских эмитентов; ипотечные ценные бумаги; средства в валюте РФ и иностранной валюте на счетах в российских кредитных организациях; депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях; ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенные к размещению и (или) публичному обращению в РФ; облигации с залоговым обеспечением; права требования по договорам аренды (лизинга) объектов инженерно-технического обеспечения, аренды (найма) жилых помещений. Предельные же объемы инвестирования в облигации российских эмитентов будут устанавливаться Правительством РФ, например, на уровне 20% средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Законопроект № 978631-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части уточнения функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти» внесен в Государственную Думу 21 января 2016 года. Рассмотреть законопроект планируется в марте текущего года. Профильным комитетом выступает Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.

Суть изменений состоит в том, что действующая редакция Градостроительного кодекса содержит разные определения одного и того же федерального органа исполнительной власти. Законопроект закрепляет единую  формулировку федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.

Законопроект № 524696-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части вопросов подготовки и утверждения документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации» внесен в Государственную Думу 19 мая 2014 года. Рассмотреть законопроект планируется в апреле текущего года. Профильным комитетом выступает Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.

Законопроект предусматривает создание схемы территориального планирования двух и более субъектов Федерации. Готовиться данная схема будет по инициативе высших исполнительных органов одного, двух или более регионов и на основании их совместного решения. При этом соответствующие субъекты Федерации должны иметь общую границу.

Схема должна включать в себя положение о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, будут прилагаться материалы по обоснованию схемы – стратегии и программы развития регионов, соглашения об их сотрудничестве.

Предлагается обязать принять соответствующие схемы Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также Севастополю и Республике Крым до 1 января 2017 г.

Также планируется установить некоторые особенности осуществления градостроительной деятельности на территории г. Севастополя и Республики Крым, которые будут действовать до 1 января 2018 г. В частности, предусматривается разрешение принимать решения о резервировании земель, об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд, об их переводе из одной категории в другую, а также о подготовке документации по планировке территории при отсутствии соответствующих документов территориального планирования. А разрешение на строительство можно будет получить и при отсутствии правил землепользования и застройки.
Законопроект № 447606-6 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об обустройстве участков автомобильных дорог на подъездах к пунктам пропуска через Государственную границу Российской Федерации)» принят Государственной Думой 7 февраля 2017 года постановлением № 857-7 ГД.  Профильным комитетом выступал Комитет Государственной Думы по транспорту.

В настоящее время требования к обустройству участков автодорог на подъездах к пунктам пропуска транспортных средств через государственную границу устанавливаются законодательством о техническом регулировании. Однако Законом о техническом регулировании такие требования не установлены. В результате владельцы автодорог общего пользования при проектировании, строительстве и капремонте не учитывают развитие и совершенствование инфраструктуры автомобильных пунктов пропуска через госграницу, технологии пропуска через госграницу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также возрастание пропускной способности пунктов пропуска.

В связи с этим предложено регулировать данный вопрос актами Правительства РФ.

Законопроект № 74539-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части уточнения положений о прокладке, переустройстве, переносе инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог)» внесен в Государственную Думу 15 мая 2012 года. Рассмотреть законопроект планируется в мае текущего года. Профильным комитетом выступает Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству.

Предложено определять договорами между владельцами инженерных коммуникаций и владельцами автодорог условия переноса, переустройства и эксплуатации, а также порядок компенсации убытков, причиняемых в результате этого. Размер такой компенсации планируется устанавливать на основании отчета о независимой оценке. Предполагается, что данный договор должен будет заключаться в течение 30 дней с даты получения оферты (его проекта) от владельца автодороги. Если же от владельца инженерных коммуникаций поступил протокол разногласий, отношения сторон регулируются гражданским законодательством РФ.

Владельцы инженерных коммуникаций в течение 14 дней с момента обращения лица, осуществляющего подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию или капремонт автодороги, должны будут выдать ему технические условия на перенос, переустройство инженерных коммуникаций. Плата при этом не взимается. Срок действия технических условий не может быть менее 2 лет со дня их выдачи, и они не должны включать обязательства заказчика (застройщика), несвязанные с переносом или переустройством инженерных коммуникаций, в т. ч. ведущие к изменению технических характеристик этих коммуникаций.

Законопроект № 435702-5 «О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установки приборов учета) внесен в Государственную Думу 6 октября 2010 года. Рассмотреть законопроект планируется в марте текущего года. Ответственным комитетом выступает Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Изменения предполагают возможность установки не только индивидуальных и коллективных приборов учета, но и общих приборов учета – для коммунальных квартир. Кроме того, планируется указать, что при расчете размера платы потребителей за коммунальные услуги имеет значение показание не любых приборов учета, а именно приборов учета, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также предлагается продлить предоставленные гражданам сроки по оснащению принадлежащих им объектов приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.

Законопроект № 14876-7 «О внесении изменений в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные требования к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами)» внесен в Государственную Думу 27 октября 2016 года. Рассмотреть законопроект планируется в марте текущего года. Профильным комитетом выступает Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.

Не секрет, что возраст, структура и техническое состояние жилищного фонда и инженерно-технической инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, не говоря о климатических и экономических условиях регионов, различаются настолько, что преимущество от установления строго единых правил лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами нивелируется его недостатками.

В связи с этим предлагается предоставить право органам государственной власти субъектов РФ самостоятельно устанавливать дополнительные требования к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Это позволит субъектам РФ сформировать административное законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства и наладить в этой сфере действенный региональный и муниципальный контроль.

Кроме того, институт юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, предлагается поставить под дополнительный контроль со стороны органов государственной власти субъектов РФ.

Законопроект № 32886-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части защиты прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях)» внесен в Государственную Думу 22 ноября 2016 года. Рассмотреть законопроект планировалось в феврале текущего года. Профильным комитетом выступает Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.

В настоящее время к отношениям по пользованию указанными жилыми помещениями применяются положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма вне зависимости от даты передачи таких жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях. Однако это не позволяет защитить права граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях, переданных в частную собственность – поэтому такие отношения предлагается регулировать нормами Гражданского кодекса РФ о договоре найма жилого помещения. При этом планируется установить, что условия данных договоров в части платы за пользование жилым помещением, платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги должны быть аналогичными условиям договора социального найма – это позволит исключить применение необоснованно высоких тарифов по оплате жилого помещения.

Законопроект № 599011-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в части выдачи и обращения закладных в электронной форме)» внесен в Государственную Думу 6 сентября 2014 года. Рассмотреть законопроект планируется в июне текущего года. Профильным комитетом выступает Комитет Государственной Думы по вопросам собственности.

Основной целью изменений является закрепление в законодательстве положений о выдаче и обращении закладных в электронной форме (электронной закладной). Это связано со значительными неудобствами, издержками и рисками, которые возникают при работе с большим количеством бумажных закладных. А также обусловлено  необходимостью повышения уровня применяемых технологий при выдаче и сопровождении ипотечных жилищных кредитов, их секьюритизации, включая использование унифицированных информационных и технологических систем и внедрение электронного документооборота (электронный учет прав по закладной).

Законопроект № 27073-7 «О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в части корректировки применения коэффициентов земельного налога с учетом сроков и видов жилищного строительства)» внесен в Государственную Думу 14 ноября 2016 года, рассмотрен в 1 чтении 10 февраля текущего года. Профильным комитетом выступает Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

Предлагается скорректировать порядок применения повышающих коэффициентов при уплате земельного налога с учетом сроков и видов жилищного строительства, определяемых градостроительным законодательством.

Кроме того, планируется сохранение применения коэффициентов при смене собственников указанных земельных участков, при их разделе, выделе или объединении до месяца государственной регистрации прав на построенные на таких участках жилые дома или месяца получения разрешения на ввод многоквартирных домов в эксплуатацию. Исключение составляет переход права собственности на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, в порядке наследования.

Законопроект № 1170222-6 «О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (о предоставлении дополнительных гарантий гражданам, уволенным с военной службы по отдельным основаниям) внесен в Государственную Думу 9 сентября 2016 года. Принят Государственной Думой постановлением № 1009-7 ГД от 22 февраля 2017 года. Профильным комитетом выступал Комитет по обороне.

Предусмотрено восстановление накоплений для жилищного обеспечения и инвестиционного дохода военнослужащим, уволенным в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам и в дальнейшем заключившим новые контракты о прохождении военной службы. Предлагается учитывать и в случаях, когда увольнение последовало в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления; в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащих условий контракта; а также по заключению аттестационной комиссии досрочно по собственному желанию при наличии у военнослужащих уважительных причин и др. При этом военнослужащие, уволенные с военной службы по данным основаниям, будут возвращать средства целевого жилищного займа без начисления процентов.

Галина Крупен, АНСБ

Прочитано 1646 раз