Новости Гильдии
Понедельник, 18 января 2016 09:42

Строители Северного Кавказа имеют поправки в Стратегию отрасли и претензии к Минстрою

Оцените материал
(0 голосов)

В распоряжении Агентства новостей «Строительный бизнес» оказалось письмо руководителя Гильдии строителей СКФО Али Шахбанова, в котором он изложил мнение о Стратегии развития строительной отрасли и о ситуации, сложившейся вокруг саморегулирования.

СРО Ассоциация «Гильдия строителей СКФО» - одна из самых активных саморегулируемых организаций, входящих в Национальное объединение строителей. Именно поэтому мнение ее членов должно быть особенно интересно нашим читателям.

 

Президенту Ассоциации
"Национальное объединение строителей"
Н. Г. Кутьину

 

Уважаемый Николай Георгиевич!

В настоящее время федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации вносятся законопроекты, направленные на изменение системы саморегулирования в Российской Федерации. Поправки, которые готовит Минстрой России по результатам правительственных поручений, вызывают неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе и настороженность в отношении устойчивости системы саморегулирования в строительстве.

На заседании Совета СРО Ассоциации «Гильдия строителей СКФО» были рассмотрены:
- Распоряжение от 30. 12. 2015 г. № 2776-р Правительства РФ об утверждении "Концепции совершенствования механизмов саморегулирования";
- проект «Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года» от 20. 12. 2015 г., разработку которой ведёт Минстрой РФ;
- законопроект № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», направленный на установление отраслевых подходов к системе саморегулирования, в том числе расширение целей деятельности и ответственности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительног
- протокол от 23 ноября 2015 года № ДК-П9-207пр (совещание у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака);
- коллективное письмо на имя Президента РФ от руководителей саморегулируемых организаций Центрального федерального округа;
- предложения НОСТРОЙ о направлениях законодательного совершенствования деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства.

В ходе обсуждения было отмечено, что значительное количество появляющихся в последнее время законопроектов и концепций, различны в подходах к изменению системы саморегулирования, никак не коррелируются с реальными нуждами строительной отрасли и вызывает у нас серьезную обеспокоенность. Так в 2015 году без учета позиции профессионального сообщества, был принят целый ряд законодательных инициатив, который привел к негативным результатам применения законодательных норм в строительстве. Как пример можно привести участников долевого строительства, для которых жестко изменились правила страхования.

На наш взгляд предложения Национального объединения строителей, направленные на решение первоочередных задач по развитию системы саморегулирования строительной отрасли, до официального опубликования и направления в органы федеральной власти,  должны были быть направлены в СРО для обсуждения профессиональным сообществом на Окружных конференциях саморегулируемых организаций всех федеральных округов.

Как и наши коллеги из ЦФО, считаем, что в отрасли не сложились деловые, конструктивные отношения профильного Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации с профессиональными Национальными объединениями. Представленный проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли  РФ на период до 2030 года и Поправки в действующее законодательство о саморегулировании в строительной сфере, разработанные Минстроем без учета позиции профессионального сообщества, внесенные в конце 2015 года в Правительство, и которые были возвращены без одобрения, свидетельствуют о кризисе управления строительной отраслью.

На сегодняшний день нет командной налаженной работы, нет механизма взаимодействия между органами власти, госзаказчиками и саморегулируемыми организациями. Только совместная налаженная работа выведет строительную отрасль из сложившейся ситуации и будет достигнута главная цель - повышение качества выполнения строительных работ в интересах общества. А Минстрой РФ так и не исполнил президентское поручение о создании единого технического заказчика в сфере капитального строительства, которое позволило бы решить целый ряд проблем во взаимоотношениях "госзаказчик - подрядчик". И что самое удивительное - в проекте Стратегии нет даже упоминания о Едином техническом заказчике!

По нашему мнению выделение организаций - членов саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительног

Намерение Минстроя РФ возложить на СРО имущественную ответственность за несоблюдение договорных обязательств их членами (законопроект № 714996-6), как нельзя лучше характеризует представление чиновников о роли саморегулирования. Получается, что СРО должны выполнять функции хозяйственного управления, иначе возникает ответственность без прав. Среди основных недостатков системы госзаказа – отсутствие реальной ответственности заказчика и чрезмерная ответственность исполнителя контракта. А потому у него – заказчика нет заинтересованности в качестве выполненных СМР, особенно в случае получения им «откатов», главное для него – освоение бюджетных средств.

Необходимо внести в законопроект солидарную ответственность обеих сторон за соблюдение условий контракта.
Сегодня законодательно на СРО возложены обязательные функции по контролю за соблюдением ее членами минимальных требований к выдаче Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние  на безопасность объектов капитального строительства, но не функции контроля за безопасностью и качеством выполняемых строительных работ. Как управлять качеством, если исполнителю для получения свидетельства СРО о допуске к работам по приказу № 624 достаточно выполнить формальные требования, а для детального контроля саморегулируемые организации не располагают необходимыми полномочиями и ресурсами. 

Попытки решить задачу повышения качества административными методами, весьма сомнительны.
Считаем необходимым законодательно закрепить и осуществить поэтапную передачу ряда полномочий от государства профессиональному сообществу (саморегулирование на обязательной основе) функции экспертизы, ценообразования, стандартизации, строительного надзора, технологического и ценового аудита.

Понимая важность обеспечения качества и безопасности выполняемых строительных работ, и для решения проблем, связанных с осуществлением закупок строительных работ,  необходимо ускорить разработку и принятие закона «О строительных подрядах для государственных и муниципальных нужд»,  Положения о технических заказчиках и типовых договорах подряда, с учетом изменения законодательства в Градостроительной деятельности и требований таможенного союза.

В законопроекте «О строительном подряде…» СРО отводится серьёзная роль в выборе подрядчиков путём выдачи деклараций о квалификации претендентов.  Готовы ли СРО по своим штатным и кадровым возможностям, по своему статусу справиться с такой задачей и насколько действенным будет этот механизм? Вопрос сложный, но разрешимый. Особенно в том случае, если на СРО возложат имущественную ответственность за несоблюдение договорных обязательств их членами (законопроект № 714996-6). Но в проекте Стратегии предусмотрено «совершенствование и повышение эффективности государственных закупок в строительстве путем введения системы предварительной квалификации на основе использования отраслевых рейтинговых оценок». На наш взгляд, этот механизм содержит достаточно высокую коррупционную составляющую и не будет отличаться высокой степенью объективности и достоверности.

Считаем необходимым усилить роль СРО в системе госзакупок строительной продукции. В случае установления субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств, необходимо развитие системы страхования рисков.

Вызывает ряд вопросов и Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, разработанная Минэкономразвития РФ. Так в разделе III. Гл. 3 (Базовые принципы введения обязательного членства субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях) отмечается, что при рассмотрении вопроса о возможности введения обязательного саморегулирования в определенной сфере деятельности должны, как минимум, выполняться следующие требования:
- деятельность субъекта предпринимательской (профессиональной) деятельности характеризуется высокой степенью риска причинения вреда, возмещение которого, как правило, не может быть осуществлено исключительно за счет средств его причинителя (при этом риск, принимаемый в расчет для этой цели, должен ограничиваться условиями нормальной хозяйственной деятельности);
- существует объективная возможность и мотивация субъектов соответствующего вида предпринимательской (профессиональной) деятельности осуществлять регулирование такой деятельности и взаимный контроль.

А ниже, через четыре абзаца, утверждается «недопустимость в дальнейшем введения саморегулирования с обязательным членством в тех сферах предпринимательской деятельности, в которых законодательством Российской Федерации установлены требования к продукции (результатам деятельности), а также требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».

В разделе IV. (Основные направления совершенствования механизмов саморегулирования) прописано, что участие саморегулируемых организаций в национальных объединениях саморегулируемых организаций является добровольным вне зависимости от того, является ли в соответствии с федеральным законом членство в саморегулируемой организации обязательным или добровольным.

Это же может привести к развалу всей системы саморегулирования в сфере строительства!

Уважаемый Николай Георгиевич! В условиях продолжающегося экономического кризиса и при всех имеющихся вопросах, которые касаются эффективности института саморегулирования, сейчас не самое лучшее время для кардинальных перемен в системе регулирования строительного рынка. Поддерживаем предложение коллег из ЦФО о введении моратория на 2 года на внесение изменений в законодательство в части увеличения финансовой нагрузки на отрасль и изменения основных принципов регулирования строительного рынка.

Считаем целесообразным Национальному объединению строителей обобщить опыт внедрения института саморегулирования, определить вектор его дальнейшего развития  и в марте 2016 года на Госсовете по реформированию отрасли, довести мнение профессионального сообщества до Президента страны!
Нельзя менять закон только потому, что некоторые не соблюдают закон, а другие не контролируют его исполнения!

С уважением,
И.О. Президента А. Б. Шахбанов

 

Источник: АНСБ

 

 

 



 

Прочитано 1787 раз Последнее изменение Понедельник, 18 января 2016 09:49