Новости Гильдии
Понедельник, 09 августа 2010 13:30

О ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ В СИСТЕМЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Оцените материал
(0 голосов)

Третейский суд - инструмент добровольно выраженного согласия спорящих сторон передать свой спор на рассмотрение третьей стороне, решение которой является для них обязательным.

Такой способ разрешения разногласий широко использовался на Древнем Востоке, в Древней Греции и Древнем Риме. Использовали процедуру третейского разбирательства и правители Древней Руси.

На Руси наиболее распространенной была форма договорного разрешения споров при посредничестве третейского суда как суда авторитета третьего лица. Более того, в практике третейских судов Древней Руси можно найти немало общего с принципами римского права. Это лишний раз подтверждает бесспорное правило, что у всех народов в период господства обычного права суд авторитетного частного лица предшествовал суду общественной власти.

Развитие третейского судопроизводства в нынешних условиях в России происходит достаточно динамично. Если говорить о месте третейского суда в судебной системе, то оно неоднозначно, но совершенно очевидно то, что третейские и государственные суды, несмотря на все различия, в равной степени признаются инструментами защиты гражданских прав, выполняя в данном случае одну и ту же функцию правосудия.

Образно говоря, обращение в арбитражный суд можно сравнить с юридической войной, в то время как рассмотрение спора третейским судом - с переговорами с участием посредника. Именно за счет этого существуют третейские суды в большинстве зарубежных стран, где считается, что обращение в третейский суд хуже, чем переговоры, но лучше, чем судебный процесс.

Безусловное преимущество третейского разбирательства перед государственными и арбитражными судами состоит в возможности избрания сторонами третейских судей из утвержденного списка третейских судей. Это положение особенно актуально, когда арбитрам для принятия справедливого решения по делу требуются специальные знания и высокая квалификация в конкретной сфере деятельности или отрасли. В список арбитров третейского суда включаются авторитетные специалисты, обладающие практическими навыками работы в самых разных областях права.

Возможность регулировать правила проведения судебного процесса тоже относится к достоинствам третейского разбирательства. В государственных судах ход процесса жестко регулируется процессуальными кодексами, тогда как регламенты третейских судов достаточно гибкие: многие вопросы могут быть отнесены на усмотрение сторон, благодаря чему процедуры упрощаются.

Значительным плюсом третейского разбирательства является конфиденциальность. Третейские судьи и лица, обеспечивающие деятельность Третейского суда, в силу закона не вправе разглашать информацию о третейском разбирательстве: третейские судьи не могут быть допрошены органами следствия и судом относительно той информации, которая стала им известна в ходе процесса. Если стороны не предусматривают иное, рассмотрение спора в третейском суде должно быть закрытым - это еще одно отличие третейских судов от государственных. Журналисты и представители общественности не вправе требовать обеспечения их присутствия на заседании третейского суда или доступа к материалам дела. Участие в третейском разбирательстве третьего лица возможно лишь с согласия спорящих сторон. Сохранение конфиденциальности позволяет сторонам скрыть от конкурентов и контролирующих государственных органов факты и обстоятельства, которые могут повредить деловой репутации и осуществлению предпринимательской деятельности сторон, а также коммерческие тайны, раскрытие которых может потребоваться в ходе процесса.

При третейском разбирательстве размер третейского сбора ниже размера государственной пошлины. Преимуществом Третейского суда является также учет специфики отрасли, что достигается профессиональным составом третейских судей, долгое время работающих по данной проблематике.

Среди достоинств третейского разбирательства необходимо отметить также окончательность принимаемых судебных актов. Решение Третейского суда является окончательным и обязательным для сторон. Если же в третейском соглашении не предусмотрено, что решение Третейского суда является окончательным, то оно может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд.

Институт третейского суда в настоящее время является реальной альтернативой государственному суду: третейское разбирательство неоценимо, когда сторона в деле заинтересована в сохранении конфиденциальности и быстром и эффективном рассмотрении спора.

Федеральный закон "О третейский судах в Российской Федерации" наделяет правом на создание третейского суда почти любую российскую организацию, обладающую статусом юридического лица, за исключением органов государственной власти и местного самоуправления. Третейское соглашение по российским законам признается независящим от других условий договора - вывод третейского суда о том, что договор недействителен, не влечет за собой недействительность оговорки.

Если стороны не договорились о том, что дело рассматривается одним третейским судьей, то для рассмотрения споров, в которых одна или обе стороны не являются дочерними обществами или организациями, избирается состав третейского суда, состоящий из трех третейских судей.

Кроме всего прочего, в нормах, касающихся третейского разбирательства, достаточно положений, которые позволяют не допустить злоупотребления процессуальными правами. При третейском разбирательстве закон требует учитывать баланс интересов и принцип равноправия сторон.

Существует также ограниченный перечень оснований для отмены решений и большинство из них носит процессуальный характер. Основаниями для отмены решения третейского суда являются: недействительность третейского соглашения, неизвещение стороны должным образом о третейском разбирательстве, вынесение решения по спору, который не указан в третейском соглашении, несоответствие состава суда соглашению сторон или требованиям закона, а также в случае если спор не может быть предметом разбирательства в третейском суде.

Принцип независимости третейского судьи находит отражение в самом определении третейского судьи, которым может быть лицо, "прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон". Данная формулировка предполагает два аспекта - независимость и беспристрастность арбитров. Принцип независимости исключает какое бы то ни было постороннее воздействие на судей третейских судов - вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан. Определенные гарантии независимости третейских судей от органов власти установлены законодательством о третейских судах; независимость третейских судей от учредителей постоянно действующих третейских судов установлена в регламентах и положениях о деятельности третейских судов.

Участие в разбирательстве дела специалистов-правоведов, которым доверяют стороны, является одним из подтверждений независимости третейского суда. Следует отметить, что как в случае избрания третейских судей сторонами, так и в случае их назначения председателем третейского суда, когда сторона не воспользовалась своим правом на избрание, каждая из сторон вправе заявить отвод любому третейскому судье или составу третейского суда в целом. Основанием для отвода могут служить обоснованные обстоятельства, свидетельствующие о заинтересованности третейского судьи в исходе дела, его невозможности выполнить свои функции либо наличие прямого запрета для исполнения этих функций для некоторых категорий лиц, например для государственных служащих.

Важным фактом, подтверждающим действительную независимость третейских судей, является то, что все выплаты, которые производятся третейским судьям в связи с их участием в разбирательстве - гонорар, компенсации в связи с выездом и проведением заседания вне места нахождения третейского суда и т.д., осуществляются исключительно за счет тех средств, которые внесли сами спорящие стороны, а не за счет организаций, при которых они были созданы. Организация-учредитель лишь получает поступающие от сторон денежные средства, осуществляет их хранение и производит в соответствии с правилами конкретного третейского суда выплату третейским судьям причитающегося им вознаграждения и иных компенсационных выплат. Никакие иные доплаты третейским судьям, помимо тех, которые оговорены процедурными правилами конкретного третейского суда, не производятся.

Вторая составляющая рассматриваемого принципа - это беспристрастность третейских судей. Беспристрастность - "отсутствие у третейского судьи предрасположенности по отношению к определенной стороне или к существу спора". Согласно данному принципу не может быть судьей лицо, прямо или косвенно заинтересованное в исходе дела.

Некоторые практикующие юристы ошибочно считают, что третейский суд - это некая полукарманная организация больших компаний, с которой лучше не связываться.

На сегодняшний день третейский суд считается наиболее адекватной рыночным отношениям юрисдикцией, поскольку она предполагает многое из того, чего лишена государственная судебная система. Третейское разбирательство позволяет обеспечить справедливое, непредвзятое и профессиональное правосудие в предпринимательской сфере. Авторитет и значимость любого третейского суда зависят от того, как квалифицированно и объективно в нем будут рассматриваться споры и насколько юридически грамотными будут принимаемые им решения. Третейский суд "Газпром" зарекомендовал себя как надежный орган для разрешения коммерческих споров.

Правовое управление,

Сулейманов С.А,

Прочитано 3453 раз