Новости Гильдии
Четверг, 13 мая 2010 14:12

НП СРО "ГС СКФО" подготовила замечания по законопроекту № 252540-5 от 28.04.2010 г.

Оцените материал
(0 голосов)

28 апреля 2010 г.  в Государственную Думу Федерального Собрания РФ депутатами Шакуумом М. Л., Пановым В. В., Таскаевым В.П. внесен проект № 252540-5 федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект содержит значительное количество отдельных норм, уточняющих процедурные вопросы в сфере саморегулирования в строительстве. Кючевыми положениями законопроекта являются: установление основных требований к условиям страхования гражданской ответственности членами СРО, установление ответственности генеральных подрядчиков в случае причинения вреда и т.д.

Принятие ФЗ ожидается в начале июня, вступление в силу - с 1 июля.

Национальное объединение строителей попросило саморегулируемые организации выразить свое профессиональное мнение по внесенному законопроекту в Государственную Думу. НП СРО "Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа"  подготовила свои замечания и предложения к внесенному законопроекту:

Проект закона, хотя и предлагает конструктивные дополнения, необходимые для успешного развития института саморегулирования в строительной отрасли, есть положения, которые противоречат внутреннему содержанию Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее в тексте - ГрК РФ) и гражданскому законодательству.

1. Статья 1 часть 1 в целом может быть принята. При этом есть необходимость дополнения ее понятиями «строитель», «проектировщик», «изыскатель», в которых четко было бы определено содержание этих понятий в гражданско-правовом аспекте. Необходимость определения этих понятий обусловлена еще и тем, что не все виды работ, которые входят в профессиональную деятельность указанных групп, внесены в Перечень видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, и не все строители, проектировщики, изыскатели обязательно должны быть членами СРО.

2. По части 2.  Расширение круга лиц в ч.2 ст.53 ГрК РФ, которые могут проводить строительный контроль, правомерно, поскольку в Перечне работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, есть вид под названием: Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Такой же вид работы, но уже с 15 подвидами определен и в Приказе минрегионразвития России №624 от 30.12.2009 г.

3. По части 3. а)  Нет необходимости включить дополнения, поскольку предлагаемые в ст. 55.18 ГрК РФ части 61 и 62  противоречат гражданско-правовым отношениям и не могут быть приняты. (Об этих пунктах см. ниже).

По части 3. б) предложенная редакция вступает в противоречие со многими статьями ГрК РФ, поэтому корректно было бы изложить дополнительно вводимый п.3 в следующей редакции: «Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций представляются документы по утвержденному перечню. Требовать иных документов запрещается».

4. По части 4. а). Ввод в ст.55.5 новых частей 81 и 82, безусловно, необходимо, но в п. 82 непонятно, почему руководитель может иметь стаж работы по специальности 5 лет, в то время, как сотрудники должны иметь стаж работы 7 лет.  В связи с этим предлагаем изложить ч.1) п. 82 в следующей редакции: «требование о наличии по месту основной работы работников юридического лица и индивидуального предпринимателя, имеющих высшее образование соответствующего профиля в количестве не менее чем шесть, и стаж работы по специальности не менее чем пять лет». Такая формулировка обусловлена тем, что многие объекты, имеющие небольшую сметную стоимость, и включающие в себя много видов работ, особенно строящиеся в сельской местности, могут оказаться без генерального подрядчика, которому уже будет невыгодно отвлекать силы и средства на маленькие объекты. Кроме того, многие организации малого и среднего бизнеса не смогут иметь в штате столько специалистов с большим опытом работы. По этой же причине правомерно включить сюда и индивидуального предпринимателя. Тем более, что новеллы должны гарантировать малому бизнесу доступность всего спектра строительных работ и не вступать в противоречие с антимонопольным законодательством.

П. 83 противоречит ч. 3 ст. 11, ч.1 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ч. 1 ст. 55.5, ч.ч.8, 9 ст. 55.20 ГрК РФ, поэтому не может быть включен в закон.

5. По части 4. б). Пункт 9 противоречит в целом понятию «требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», поскольку в ст. 48.1 ГрК РФ перечислены не виды работ, а сами объекты. При возведении объектов, перечисленных в ст. 48.1 ГрК РФ, применяются практически все виды работ из Перечня. В связи с этим было бы корректнее изложить п. 9 в следующей редакции: «9. Минимально необходимые требования при допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, предусмотренных статьей 48.1 настоящего Кодекса, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования предъявляются исключительно при выполнении работ на объектах, перечисленных в ст. 48.1 настоящего Кодекса». Такая редакция конкретизирует понятия и степень требований.

6. По части 4. в). В части 10 слова «частью 8» заменить словами: «частями 8-82».

7. По части 4. г и д). Предлагаем исключить. В соответствии с п.2 ст. 927 ГК РФ для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

8. По части 5. а). Предлагаем исключить, поскольку решение об исключении из членов СРО принимает Общее собрание. И так понятно, что это действие производится от имени саморегулируемой организации.

9. По части 5. б). Членство в СРО не может быть прекращено со дня получения заявления члена СРО о выходе. Это создает возможность избежать ответственность СРО перед третьими лицами за недостатки работ члена СРО. По закону СРО несет ответственность за действия только члена СРО. Кроме того, условия и порядок членства в организации является исключительной компетенцией общего собрания членов СРО, поэтому нет смысла в данном дополнении.

10. По части 5. в). Дополнение правомерно, поскольку гражданско-правовые отношения регулируют соответствующие случаи. К примеру, взнос в компенсационный фонд по сути и фактически является залоговой суммой, уплаченной за будущий риск от своей деятельности (ФЗ «О залоге», ст.ст. 334-358 ГК РФ). Вступив в члены СРО, но не выполнив строительных работ, не создав тем самым риск, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе претендовать на возврат уплаченной суммы, поскольку обязательства не наступили.

11. По части 6. а). Дополнение п. 11 создает возможность генеральным подрядчикам выполнять все виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предусмотренные проектной документацией по виду работ, на которые получено свидетельство о допуске. Это упрощает процедуру выдачи допуска и определяет полную ответственность за объект. Поэтому считаем правомерным такое дополнение.

12. По п. 12 предлагаем изменения, изложив его в следующей редакции: «12. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющее свидетельство о допуске к выполнению функций генерального проектировщика или генерального подрядчика на осуществление строительства, вправе осуществлять указанные функции при условии, что стоимость работ по подготовке проектной документации или по строительству не превышает планируемую стоимость таких работ, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 7 или 8 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров, которые могут быть заключены указанным членом саморегулируемой организации в пределах указанной в свидетельстве о допуске суммы не ограничивается». Исключая слова «по одному договору» ограничивается риск злоупотребления. Ответственность генерального подрядчика, у которого свидетельство о допуске выдано на генподрядные работы, скажем, свыше 500 миллионов рублей по предложенному проекту федерального закона в 4 раза выше, чем у генподрядчика, взявшего свидетельство о допуске до 60 миллионов рублей, а получается, что он может заключить, скажем, 10 договоров генподряда, тот, у которого на 500 миллионов рублей, заключив один договор генподряда, несет меньший риск для саморегулируемой организации, поскольку требования к числу специалистов имеют незначительную разницу, а ответственность выше.

13. По части 6. б). Предлагаем исключить. Размер взноса в компенсационный фонд и сроки его уплаты определены в ст. 55.16 ГрК РФ, поэтому нет необходимости дублировать общий принцип и порядок, введя новый пункт. Целесообразнее отредактировать соответствующие части указанной статьи.

14. По части 6. в). Нет необходимости в этом дополнении, поскольку в п.1 части 11 эта мера предусмотрена как «несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам». А в части 6. ст. 55.6 указано: «Лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации».

15. По части 6. г). Нет необходимости вносить данную поправку, поскольку в п.14 прописан порядок представления информации для внесения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций.

16. По части 6. д). Согласно ч. 7 ст. 55.19 ГрК РФ исключение сведений из государственного реестра производится арбитражным судом по представлению органа государственного надзора. П. 4) указывает на это. В связи с этим нет необходимости ввести дополнительный пункт.

17. По части 7. Нет никакой необходимости в повторе положений п. 2 ч.1 и п.2. ч.2 ст. 55.4 ГрК РФ. Целесообразнее внести уточнения по размерам взносов в компенсационный фонд от генеральных проектировщиков и генеральных подрядчиков в указанные пункты.

18. По части 8. а). Предложение некорректное, поскольку все требования, стандарты и правила саморегулируемой организации должны создаваться на основе действующего законодательства, в том числе и технических регламентов. А выполнение требований технического регламента относится к государственному надзору.

19. По части 8. б). Заключение договоров страхования гражданской ответственности является обязательным условием выполнения требований к выдаче свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 55.13 ГрК РФ контроль за деятельностью своих членов саморегулируемые организации обязаны проводить не реже чем один раз в год. В связи с этим нет необходимости в конкретизации этой части.

20. По части 9. а). Дополнение правомерно.

21. По части 9. б). Согласно ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. В связи с этим установление критериев деятельности кредитных организаций Национальным объединением саморегулируемых организаций соответствующего вида неправомерно. Кроме того, компенсационный фонд формируется саморегулируемой организацией для обеспечения субсидиарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда и несет прямую ответственность за него.

Согласно п.5 ст. 55.10 ГрК РФ установление размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, порядка его формирования, определение возможных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации является исключительной компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации. Следовательно, в отношении размещения и порядка управления компенсационным фондом Национальное объединение может лишь выработать методические рекомендации и предложить саморегулируемым организациям придерживаться их.

22. По части 9. в)  (в тексте - б), видимо по ошибке). В целом дополнения необходимы. Но, учитывая, что предприятия малого бизнеса имеют оборот до 100 миллионов рублей, ч. 8 п.1) предлагаем изложить в следующей редакции: «1) триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которых не превышает сто миллионов рублей». В п. 2) сумму снизить до 500 тысяч рублей, в п.3) – до одного миллиона рублей, далее – по тексту.

23. По части 9. г) (в тексте - в), видимо по ошибке). Предложение противоречит гражданскому законодательству. В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, некоммерческое партнерство лишь теряет статус саморегулируемой организации. При этом все обязательства и права оно сохраняет. Все члены партнерства также остаются таковыми. Таким образом, нет правовых оснований для зачисления на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда некоммерческого партнерства, сведения о котором исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций. Более того, закон не запрещает некоммерческому партнерству вновь получать статус саморегулируемой организации.

24. По части 10. а). День выдачи свидетельства о допуске не является юридическим фактом получения членом саморегулируемой организации права заниматься видами работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства. Принятие решения советом некоммерческого партнерства определяет наличие или отсутствие права члена партнерства, поэтому поправка некорректна.

25. По части 10. б). Добровольный выход члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации должно быть юридически зафиксировано. Поэтому днем выхода может быть только день принятия решения советом некоммерческого партнерства. Добровольный выход – это фактически добровольный отказ от свидетельства о допуске на все виды работ, которые указанный член саморегулируемой организации получил. Согласно ч.3 ст. 55.7 ГрК РФ в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации. Исходя из этого, не видим смысла в дополнении.

26. По части 11. а). Определение срока уведомления правомерно, тем более, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) зачастую не направляет подобные уведомления саморегулируемым организациям.

27. По части 11. б-в-г). Дополнения правомерны.

28. По части 12. а).  Иных форм контроля нет, поскольку для проведения государственного контроля может быть уполномочен только орган государственной власти. А такой орган определен - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Поэтому поправка не правомерна.

29. По части 12. б). Дополнение правомерно.

30. По части 12. в) (в тексте - б), видимо по ошибке). Нет необходимости введения новых частей в указанную статью, поскольку общий порядок проведения внеплановых проверок уже изложен в ч. 3 ст. 55.19 ГрК РФ. А что касается предлагаемого дополнения в виде ч.ч. 9, 10, то оно противоречит гражданскому законодательству. Исключение сведений из государственного реестра может быть осуществлено только по решению арбитражного суда в случае нарушения, определенного судом. Решение, тем более, уведомление общественной организации не может послужить основанием для исключения сведений из государственного реестра, поскольку статусные права любого юридического лица гарантируются Конституцией РФ.

31. По части 13. а). Нет необходимости в дополнении, поскольку жалобы, обращения и заявления иных лиц по своему статусу Национальное объединение и так вправе рассматривать. А что касается дополнения пунктами 6 и 7, то они противоречат ч. 9 ст. 55.20 ГрК РФ.

32. По части 13. б). Иных случаев, кроме тех, что изложены в ч.3 ст. 55.20 ГрК РФ, не установлено, т.е. Национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

33. По части 13. в). Некоммерческое партнерство с момента регистрации вправе принимать в члены индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ч. 4 ст. 55.6 ГрК РФ в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в части 2 указанной статьи, саморегулируемая организация осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу. Кроме того, вопрос вступления в объединение, ассоциацию или союз является исключительной компетенцией общего собрания некоммерческого партнерства. В связи с этим такое дополнение неправомерно.

34. По части 14.  Дополнения неправомерные и противоречат гражданскому законодательству.

а) Исключение сведений из государственного реестра может быть осуществлено только по решению арбитражного суда в случае нарушения, определенного судом. Решение, тем более, уведомление общественной организации не может послужить основанием для исключения сведений из государственного реестра, поскольку статусные права любого юридического лица гарантируются Конституцией РФ.

б) В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, некоммерческое партнерство лишь теряет статус саморегулируемой организации. При этом все обязательства и права оно сохраняет и все члены партнерства также все еще остаются таковыми. Таким образом, нет правовых оснований для зачисления на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда некоммерческого партнерства, сведения о котором исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций. Согласно гражданско-правовому законодательству субсидиарную ответственность некоммерческого партнерства можно лишь передать по договору о цессии. Более того, закон не запрещает некоммерческому партнерству вновь получать статус саморегулируемой организации.

35. По части 15.  Согласно гражданско-правовому законодательству надзорные и контрольные функции передаются органу государственной власти. Что же касается внутреннего контроля общественной организации, то подобные функции может делегировать съезд саморегулируемых организаций в пределах закона. А по закону Национальное объединение имеет лишь представительские функции.

36. По части 16.  Реорганизация саморегулируемой организации проводится согласно федеральному закону «О некоммерческих организациях». Согласно ч. 6 ст. 17 при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом. Поэтому считать основанием для исключения сведений из государственного реестра, по крайней мере, некорректно. Это решение должно быть принято при единогласном голосовании общим собранием членов саморегулируемой организации, согласно ч.4 ст. 29 федерального закона «О некоммерческих организациях», решение общего собрания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с указанным федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

В связи с изложенным, нет необходимости дополнения ГрК РФ отдельной статьей, тем более, что она противоречит действующему законодательству.

37. По части 17. В целом принимаются.

38. По статье 2. ч.1.  Поддерживается в целом.

По части 2. Возврат вступительного взноса не может быть осуществлено, поскольку он выплачивается для организации деятельности саморегулируемой организации и является обязательным, независимо от того получил член СРО свидетельство о допуске или нет.

39. По статье 3. Статья не поддерживается по уже изложенным мотивам.

40. По статье 4.

ч. 1. Не поддерживается. Законопроект еще ни одного чтения не прошел, а уже через 1,5 месяца саморегулируемые организации должны в спешном порядке собрать общие собрания. Еще даже не определена дата рассмотрения в Государственной Думе для первого чтения.

ч.2. Нет смысла. Эти изменения вступают в силу уже 1 июля 2010 г.

ч.3. Не поддерживается по уже изложенным мотивам.

41. По статье 5. Непонятно, почему еще не опубликовав и не приняв вступает в силу этот закон, а статья 4 – лишь после опубликования.

Правовое управление НП СРО "ГС СКФО"

Прочитано 3471 раз Последнее изменение Вторник, 27 июля 2010 13:36